Автомобильные фильтры – назначение и выбор
Первые автомобили, появившиеся на дорогах во времена конных повозок, фильтрами не оснащались.
Это приводило к тому, что в камеру сгорания двигателя вместе с воздухом попадала дорожная пыль, вместе с топливом – различные загрязнения, а масло быстро теряло свои свойства. В результате – частые поломки и ремонт двигателя. И очень скоро инженеры и конструкторы пришли к выводу, что, прежде чем подавать в двигатель воздух, масло или топливо – их следует очищать.
В настоящее время применяется 4 основных вида фильтров:
- воздушные;
- топливные;
- масляные;
- салонные.
Существуют также и другие типы фильтров: фильтр трансмиссионной жидкости, на автомобилях, оснащенных дизельными двигателями, применяют иногда также фильтры грубой и тонкой очистки топлива, фильтры других систем.
Воздушный фильтр расположен под капотом. Его задача– очистить поступающий в камеры сгорания воздух от пыли, пыльцы и органических остатков, сажи, смеси воды с грязью и пр.
Есть два типа воздушных фильтров – круглый и панельный. В фильтре круглой формы фильтрующий элемент выполнен из гофрированного материала, уложенного в круг, и удерживаемого армирующим кольцом, чтобы секции «гармошки» не сминались сильным потоком воздуха. В панельном, фильтрующий элемент уложен в форме прямоугольника.
В современных легковых автомобилях, ввиду ограниченного пространства под капотом, круглые фильтры уступили место компактным фильтрам панельного типа.
Топливный фильтр располагается между бензобаком и топливным насосом. Он призван защищать топливную систему от механических примесей, а в дизельных моторах – и от воды, которые могли попасть в топливо.
Масляный фильтр обычно расположен непосредственно у двигателя. Его значение переоценить сложно: дело в том, что в процессе работы двигателя масло не только его смазывает и охлаждает, но и удаляет проникающие из цилиндров продукты сгорания, образующиеся в процессе трения частицы, а также и продукты распада самого масла. И весь этот шлам – удаляет масляный фильтр.
Одна из распространенных конструкций масляных фильтров – Spin-on фильтр, накручивающийся непосредственно на блок двигателя. Корпуса таких фильтров неразборные – например, фильтры под маркой MFilter выполняются из цельновытянутой стали, внутри корпуса – находится фильтрующий элемент.
В новых моделях авто все чаще применяются разборные фильтры со сменными фильтрующими элементами.
Салонные фильтры защищают не автомобиль, а пассажиров. Они очищают воздух, попадающий в салон извне, или циркулирующий в системе климат-контроля, от пыли и аллергенов, а фильтры с активированным углем – защищают еще и от вредных веществ и запахов.
Как выбирать фильтр
Автомобильные фильтры – высокотехнологичные изделия. И от того, насколько качественно они были произведены, напрямую зависит ресурс двигателя. В то же время следует учесть, что, как часто бывает, компоненты по низкой цене могут отличаться незавидным качеством, а «оригинальные» фильтры – могут быть неоправданно дороги.
Поэтому для абсолютного большинства обычных автомобилистов (которые не планируют участвовать в гонках) подойдут фильтры среднего ценового диапазона, среди которых вполне можно подобрать фильтры, по качеству сравнимые с «оригинальными».
Для фильтра очень важно качество фильтровального материала. Использование фильтровальной бумаги на основе целлюлозного волокна с пропиткой смолами – предохраняет фильтр от действия воды, масла и топливных паров, но снижает пропускную способность. Использование синтетических, нетканых материалов позволяет обеспечить низкое сопротивление воздуху, но они менее прочны.
В настоящее время самым прогрессивным считается комбинированный метод: в продукции М-фильтр используется современный тип фильтровального полотна – целлюлозные волокна с примесью синтетических материалов, повышающих эффективность фильтрации, а также поглотительную способность.
Важнейшим показателем качества фильтров является качество уплотнений, соединений.
Некоторые производители, пользуясь идентичностью крепления, производят один масляный фильтр для моторов с разной рекомендованной вязкостью масла, его давлением и скоростью прохождения через фильтр. Так же, как специализированный инструмент всегда лучше универсального, так и фильтр лучше выбирать тот, который предназначен непосредственно для вашего мотора.
MFilter – производит очень широкий спектр фильтров, рассчитанных непосредственно под моторы с конкретными характеристиками.
Обращайте внимание на отметки о наличии у производителя международных сертификатов. Например, Технический сертификат ISO/TS 16949 – обозначает соответствие требованиям автопроизводителей к деталям для конвейерной сборки машин. А сертификация производства TUV значит, что вся продукция соответствует жестким требованием европейских и международных организаций.
Контроль за качеством продукции – важнейшая задача каждого уважающего себя производителя. По этой причине по просьбе компании Mature (производителя MFilter) были произведены испытания ее фильтров в лаборатории МАМИ (МосковскийАвтомеханический Институт), имеющей женевскую европейскую аккредитацию. Отличия от фильтров самого дорогого бренда оказались порядка 0,02-0,04% и по пропускаемости воздуха, и по задержанию пыли, и по сроку эксплуатации – на практике такая разница неощутима.
Это, впрочем, закономерно – MFilter использует те же технологии (оборудование Gusbi) и закупает то же сырье, (полиуретан от DOW, бумага от Ahlstrom, т.п.) которое поставляется ипроизводителям фильтров с самыми громкими именами.
Именно поэтому MFilter, который производит фильтры в Европе (в Литве) поставляет свою продукцию более чем в 30 стран, включая Италию, Германию, Францию и Великобританию. В Украину же обеспечивает поставки MFilter компания ООО Авто-Оптимал, работающая с маркой с 2009 года.
На всю продукцию под торговой маркой Mfilter действует заводская гарантия.
Узнать подробнее об устройстве и эксплуатации фильтров можно, прослушав цикл передач «Автоликбез» от «АвтоРадио», размещенный на сайте avtolikbez.com.ua