Поставки украинских авто в Россию сократились в 10 раз
Утилизационный сбор на автомобили, введенный в сентябре для защиты отечественных производителей, оказался действенной мерой.
В сентябре резко снизился импорт грузовиков, в первую очередь из Азии. Например, ввоз машин из Южной Кореи и Китая упал на 89-97%. Ввоз легковых автомобилей, в первую очередь из СНГ, тоже заметно снизился. Но за месяц до введения сбора многие импортеры завезли в Россию двойной, а то и тройной месячный объем. Кроме того, они объясняют падение ввоза не только самим сбором, но и неразберихой с порядком его применения, ожидая быстрого восстановления импорта.
Как и предполагал «Ъ», утилизационный сбор на автомобили, который был введен 1 сентября для защиты российских производителей от резкого снижения таможенных пошлин после вступления России в ВТО, в первую очередь ударил по импортерам грузовиков. Об этом свидетельствует статистика Федеральной таможенной службы (ФТС), которая учитывает импорт как новых, так и подержанных автомобилей.
Сильнее всего снизился импорт грузовиков из Азии. Например, импорт (с учетом LCV) из Южной Кореи упал на 97%, до 67 автомобилей в сентябре. Основной объем импорта из Кореи приходился на грузовые автомобили массой менее 5 тонн (LCV), и именно по ним произошло самое сильное снижение — с 1,6 тыс. до 49 штук. Значительное снижение показал и импорт из Китая — на 89%, до 92 штук (в денежном выражении — в десять раз, до $3 млн). Снижение коснулось в первую очередь сегмента тяжелых грузовиков. Импорт из Таиланда упал в 3,5 раза, до 308 штук, снижение в основном коснулось LCV. Незначительный рост показал лишь импорт машин из Японии.
Поставки легковых автомобилей из ряда стран в сентябре тоже упали, но не так сильно. В первую очередь импорт снизился с Украины (она выражала свое недовольство утилизационным сбором и в итоге в ответ даже ввела аналогичный сбор) и из Узбекистана (на 96%, до 297 машин, в основном это Daewoo). Импорт с Украины (ZAZ и «Богдан») упал более чем на порядок, до 423 машин. По данным АЕБ, в сентябре продажи Daewoo в России упали на 17%, до 7 тыс. машин, продажи ZAZ — на 61%, до 651 штуки. Также снизился ввоз автомобилей из Японии, Кореи и Германии. Но, отмечает Михаил Пак из «Атона», в случае с легковыми машинами снижение импорта не столь показательно и может быть обусловлено не только введением сбора, но и наращиванием мощностей предприятий, которые иностранные автоконцерны запустили в России в рамках промсборки.
kommersant.ru